суббота, 12 сентября 2015 г.

Большинство россиян до сих пор не понимают глубину преступления Путина»

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Гостем «Дня» стал корреспондент и фотограф Los Angeles Times Сергей Лойко, представивший в Киеве свою книгу «Аэропорт». Для журналиста и писателя Сергея Лойко война на Донбассе стала 25-й, на которой ему пришлось стать очевидцем ужасов, героизма и трагедий. Донецкий аэропорт, где автор сделал обширную серию снимков, стал символом торжества духа украинских воинов. Но при этом его разрушение явилось образом безумия, которое несет с собой война. Агрессия России для украинцев стала неожиданным испытанием, в котором проявилась наша воля к защите своей государственности.
Какой смысл был защищать этот объект, который рано или поздно должен был пасть, исходя из объективной ситуации? Стоило ли отдавать за него жизнь, идти на беспрецедентный риск и лишения? Среди картин человеческих судеб этот вопрос Лойко задает себе и каждому читателю. Через его призму открывается базовая проблематика сопротивления агрессору — насколько украинцы целостны и последовательны как нация, как народ. «Сейчас украинская власть не успевает за развитием украинского общества, — утверждает автор, — в то время как в России наоборот — власть довлеет над народом. Аэропорт стал продолжением Майдана, с его беспрецедентным желанием защищать свои права, свою территорию и достоинство».
Сергей Лойко считает, что войну в Украине развязал один человек — Владимир Путин. Однако этой войне предшествовали условия — тотальная пропаганда, имперское мышление, отношение большинства россиян к украинцам как к провинциальному народу. Даже некоторые российские либералы, которые исповедуют демократические идеалы, не всегда выдерживают экзамен на зрелость своей позиции, когда речь заходит об оккупации Крыма. Все это обнажает глубинные вопросы, которые нашим народам в исторической перспективе будет крайне сложно разрешить. Но сделать это необходимо. «Путин уйдет, а находить общий язык придется нам, — говорит Сергей Лойко, — именно поэтому мы должны сохранить трезвую оценку ситуации и не поддаваться на культивирование ненависти друг к другу».
Отрывки из беседы, которая будет опубликована в ближайших номерах «Дня», предлагаем читателю:
— Среди киборгов не было ни одного идиота. Все парни были замечательными. Сейчас многие спрашивают, что в моей книге вымышлено и где правда. 90% из описанного — реальность, 10% — вымысел. А читатель пусть ощутит, где художественный вымысел.
— Приходишь к мысли — зачем ты защищаешь этот аэропорт? Ведь объективно его нельзя было защитить. Аэропорт стал символом цивилизации, которую человек строит одной рукой, а другой рукой сам и ломает.
— К войне россиян готовили СМИ. Градус истерии повышался. Но, тем не менее, представить себе войну между украинским и русским народами было невозможно. Как можно было одной рукой обнимать, а другой вставлять нож в спину? Этого никто не ожидал. В России до сих пор большинство людей не понимают глубину преступления, которое совершил Путин. Дело даже не в жертвах, которые понесли обе стороны, хотя это невосполнимая потеря. Состоялась отвратительная, циничная попытка разделить народы по этническому признаку. Агрессор говорит — это русскоговорящее население и мы будем его защищать. От кого? Тогда были придуманы «фашисты» и «укропы». Почему 86% россиян повелись на этот обман? Потому что в их сознании Украина никогда не была и не стала независимой страной. Для них это южная губерния с набором стереотипов — сало, смешной акцент, Гоголевский праздник с элементами жестокости Тараса Бульбы и то, что украинцы на завтрак, обед и ужин питаются российским газом. Все это, потому что ни о чем другом российское телевидение им не говорит.
— Если бы в июле прошлого года над территорией Украины был сбит не малазийский «Боинг», а российский пассажирский самолет, то на следующий день вся та вооруженная армада, которая сконцентрирована на границе, направилась бы вглубь вашей страны. То, что делает Кремль, даже с их точки зрения необъяснимо. Потому что в перспективе, единственно к чему приведет такое поведение — это то, что Россия станет по сравнению с Европой и США Северной Кореей. Кого это может радовать, кроме одного Путина? От решения Путина начать войну с Украиной страдают все, в том числе и его окружение. Война с Украиной — это его каприз, который он и объяснить толком не может. Но Россия уже начала понимать, что, когда нефть упала до 40$, она больше не может поддерживать Донбасс».
— Для очень многих людей моего круга — интеллигентных, остроумных, либерально мыслящих — аннексия Крыма стала изломом. Они не смогли достойно принять этот вызов, чтобы признать, что присоединение этого полуострова является бессмысленной ошибкой. Эти люди пошли на поводу Кремля и, по сути, стали кремлевскими заложниками. В 200 километрах от Москвы есть Тверская область, где сплошь заброшены деревни, простилаются заросшие лесом поля и при этом замечательная земля, где я жил в детстве. Раньше — это была «российская Финляндия» в плане природы и климата. Только Финляндия — страна с одним из самых высоких уровней жизни, а Тверская губерния — это мертвая зона. В Сибири вообще есть необитаемые пространства. Возникает вопрос — зачем нам еще Крым, если у нас и без того много земли, с которой никто не хочет ничего делать? Путин выступил в роли Шуры Балаганова, который, имея огромную сумму в кармане, машинально полез в карман другого человека.
— Те, кто атакует мою книгу с политического ракурса, все с маленькими вариациями говорят о том, что я героизирую «карателей», которые убивали «наших детей». Когда их спрашиваешь о том, чтобы они назвали хоть одно имя ребенка, они молчат. У людей нет таких доказательств, но есть стойкая уверенность в своей правоте из-за собственного невежества. Тем не менее, с людьми нужно разговаривать, им нужно объяснять. Нельзя использовать в их отношении клише наподобие «вата». Проще всего, сказать, что нужно провести чистку и переселить всех несогласных в оккупированный Донбасс. Так бы поступил Путин. Украине, как европейскому государству, нужно убеждать своих граждан. Убедить же можно не словами, а примером — миром, работой, успешностью;
— Книга «Аэропорт» — это мой манифест. Она об отношениях людей, о любви, о человеке. Эта книга писалась не на злобу дня, не как описание истории Украины. Это история о людях, которые поступают, так или иначе, в предлагаемых обстоятельствах. Интересно не то, как именно происходила осада Донецкого аэропорта. Читателю будет интересно поставить себя на место этих героев, которые вопреки опасности пошли не беспрецедентную жертвенность. Стал бы тот или иной человек поступать в их ситуации так же?

Комментариев нет:

Отправить комментарий