воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Два стихотворения написанные с разницей в 155 лет


Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает,
Везде невежества убийственный позор,
Не видя слез, не внемля стона.

На пагубу людей избранны судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и времяземледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.


Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.


Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?


Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В дом заходишь как все равно в кабак,
А народишко - к
аждый третий - враг.
Своротят скулу - гость непрошенный!
Образа в углу - и те перекошены.

И затеялся смутный, чудной разговор,
Кто-то песню стонал и гитару терзал,
И припадочный малый - придурок и вор -
Мне тайком из-под скатерти нож показал.

"Кто ответит мне - что за дом такой,
Почему - во тьме, как барак чумной?

Свет лампад погас, в
оздух вылился...
Али жить у вас разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь? - напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл, - мы всегда так живем!

Траву кушаем, век - на щавеле,
Скисли душами, опрыщавели,
Да еще вином много тешились, -
Разоряли дом, дрались, вешались".

"Я коней заморил, - от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал, -
Где поют, а не стонут, где пол не покат".

"О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах п
ривыкали мы.
Испокону мы - в зле да шепоте,
Под иконами в черной копоти
".


И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут.

...Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня - не докинула.

Может, спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая?!
Пушкин А. «Деревня» - 1819 гВ.Высоцкий «Старый дом» - 1974 г.

РОССИЯ в 1989 году

Комментариев нет:

Отправить комментарий