вторник, 10 мая 2016 г.

Оперативная оценка сложившейся ситуации Воробьёва

Война проиграна. То, что началось на Донбассе два года назад с захвата нескольких администраций, переросло в полномасштабную войну, которая до сих пор почему-тоназывается “АТО”. В результате военных действий со стороны российско-сеператистских сил, Украина потеряла сотни километров своей территории, получила 1,5 миллиона внутренних переселенцев, ВСУ были нанесен ряд сокрушительных поражений от “шахтеров и трактористов” в секторе “Д”, Иловайске, ДАПе, Дебальцево и других районах, которые стоили тысяч жизней.
На моей памяти, единственное масштабное окружение сепаратистов состоялось в Июне 2014 года в городе Славянск, но и тогда колонны Гиркина-Стрелкова почти беспрепятственно вышли из окружения, то ли по халатности, то ли по сговору украинского командования.
По разным данным, на Донбассе погибли не около 5 000 кадровых военнослужащих РФ (цена, которую РФ вполне может себе позволить. Особенно если учесть опыт Афганистана, Чечни, других горячих точек, где командование никогда не считалось с потерями), основные же потери были среди российских наемников, казачков, местных сепаратистов из криминалитета. «Ватный» балласт в РФ нужно было как-то утилизировать, и лучшим местом, чем война на Донбассе сложно было найти. В свою очередь, с украинской стороны жизни/здоровье отдавали лучшие: добровольцы, участники Майдана, кадровые военные, просто волонтеры и работники тыла. В результате, размен оказался несовместимым как в количественном, так и качественном измерениях.
В такой ситуации, единственной ощутимой поддержкой Запада стали введенные санкции против РФ, начиная с марта 2014 года. За два года полномасштабной войны Украина получила минимальную помощь от Запада. Предоставление вначале войны “сухих пайков”, а затем пары десятков б/у транспорта “Humvee” (совершенно без «брони”, а некоторые не на ходу) и два мобильных госпиталя – это мизер по сравнению с той угрозой, с которой столкнулась Украина, защищая не только свои, но интересы всей континентальной Европы.
Теперь же согласно “Минским договоренностям”, оккупированные территории должны получить “особый статус”, после чего там пройдут выборы в местные советы по украинским законам и под наблюдением международных мониторинговых Миссий (те кто были в АТО, наверное прекрасно знают отношение к самой известной ОБСЕ, на отчетах которых и будут подводиться итоги “выборов”).
Параллельно Штаты продолжают давить на Украину с требованиями выполнять свою часть договоренностей по “Минску”. Еще и потому, что США в срочной порядке нужны аргументы для партнеров в ЕС, чтобы продлить санкции против РФ, которые частично могут снять уже по итогам саммита НАТО в Варшаве 8-9 Июля. Обстановку накаляет ситуация в Сирии и миллионы беженцев в ЕС, маршруты которых курируются напрямую из Кремля. К слову, боевики ИГИЛ уже получили доступ к лабораториям с химическим оружием, которое террористам также могут любезно предоставить через кремлевские каналы на Ближнем Востоке. В такой ситуации Запад оказывается беспомощным, когда удара можно ждать массово и в любой точке планеты, включая США.
Из-за коррупции и повального кумовства, на Западе наступила усталость от Украины “Ukraine fatigue” и переключение их внимания на более “горячие” регионы, включая упомянутые выше.
Если Донбасс и вернется обратно в состав Украины, то для национальных интересов это будет “Версальский договор” с поправкой на то, что можно сколько угодно затягивать время, но отказаться от него уже почти невозможно, тем более если учесть донорскую помощь Запада, от которой фактически зависит выживание экономики страны.
Война проиграна не столько по вине командования, так и из-за нежелания гражданского общества докапываться до сути проблемы и неспособность оценивать текущую политическую и международную обстановку. Лозунги в виде “Донбас - це Україна” не являются стратегией. В результате, верх одержали политики, у которых просто более дальновидные интересы, пространство для маневра, ресурсы и т.д. Гражданское общество было использовано по своей наивности и недальновидности.
В сложившейся ситуации у Украины реально есть два пути: 
1) начать показывать результаты по поводу реформ, борьбы с коррупцией, улучшения экономической ситуации (такой сценарий маловероятный, поскольку за последние два года существенного прорыва на этом участке не состоялось); 
2) гражданское общество должно объединиться и сформировать эффективную политическую структуру снизу с поправкой на следующие выборы, которые могут состояться осенью либо весной 2017 года. Такой партии/ГО уже нужно выстраивать тесные коммуникации с Западом, в первую очередь с Вашингтоном. Параллельно предлагать собственные варианты решения вопроса Донбасса с поправкой на интересы всех стан-участниц переговоров.
Если эти два сценария не будут реализованы, тогда Украину ожидает очередной ползучий реванш, которые будет сопровождаться постепенным “закручиванием гаек” нынешней властью. В такой ситуации далеко не факт, что Запад будет вмешиваться во внутренние процессы для защиты демократии, поскольку сделает ставку на действующую власть и олигархов, которые могут гарантировать хотя бы какую-то стабильность и контроль в неспокойном регионе.
В этой ситуации последнее слово должно быть за здоровой и активной категорией населения, которые еще не уехали из страны либо не погибли в АТО. Запрос уже давно созрел, остается лишь сформировать внятное предложения для украинского общества.
P.S. это не примитивные ‪#‎зрада‬ либо ‪#‎перемога‬, а оперативная оценка сложившейся ситуации и возможные варианты для решения проблемы. Выводы читатель пускай делает сам(а).

Комментариев нет:

Отправить комментарий