пятница, 28 ноября 2014 г.

Небылица про Фейсбук

Четвёртые сутки отбиваюсь от коллег, пытающихся получить мои комментарии по поводу «нового пользовательского соглашения на Фейсбуке».

Первому же репортёру, который меня этим вопросом разбудил наутро после прилёта из Америки, я сразу же ответил, что информация о предстоящей передаче данных пользователей третьим лицам не может соответствовать действительности никаким чудом. Собеседник настаивал. Пришлось нагуглить полный перечень изменений, которые вступят в действие с 1 января 2015 года. 

Разумеется, там не оказалось ничего даже отдалённо похожего на глупую страшилку «Facebook поделится персональными данными россиян без их разрешения», неряшливо вброшенную в русскоязычное медиапространство пропагандистами из Ленты.Ру. Существенное изменение в пользовательском соглашении, по сравнению с его текущей редакцией, состоит лишь в том, что из раздела о персональных данных выкинули две трети текста, переведя его положения с юридической тарабарщины на простой человеческий язык. 

А вот все зловещие прогнозы о том, что Facebook с 1 января что-то там такое будет или начнёт делать — выдумка от начала и до конца. Никакие новые практики, связанные с оборотом персональных данных, в будущей версии документа не предусмотрены. Там точно так же, как и в версии текущей, описываются те операции с данными, которые соцсеть уже осуществляет, начиная со второй половины нулевых. 

Фейсбучная авторизация на сайте Российской газеты


На практике, зафиксированной и в старых, и в новых правилах, Фейсбук передаёт данные пользователя стороннему приложению, когда этого требует сам пользователь. Например, любой желающий может использовать свой аккаунт на Фейсбуке для авторизации (в том числе — платёжной) на сервере российского мобильного оператора Yota, в Живом журнале или в службах Яндекса (например, в Яндекс.Деньгах, принадлежащих на 75% Сбербанку РФ). Даже на сайте правительственной «Российской газеты» можно использовать фейсбучный логин, чтобы оставить комментарий (см. скриншот выше). 

При этом, конечно же, Фейсбук передаёт и Йоте, и ЖЖ, и «Российской газете» такие персональные данные, как имя пользователя, указанное им при регистрации, выбранный им по умолчанию юзерпик, URL аккаунта в социальной сети. Если речь идёт об оставлении комментариев на сайте любого СМИ, блогхостинга или форума, все эти сведения там же и публикуются, рядом с комментарием. Если речь о регистрации с помощью фейсбучного аккаунта в каком-либо сервисе (Yota, Spotify, Instagram), эти данные могут сохраняться там в локальном профиле пользователя. Вот и всё, что Фейсбук делает, и ничего сверх того ни в старых, ни в новых правилах про персональные данные не написано. 

Что же касается выноса в заголовок страшилки ключевого слова «россияне», то этот выхлоп нельзя объяснить ничем иным, кроме белой горячки у сочинителя. Потому что Фейсбук предоставляет партнёрским сайтам совершенно одинаковый доступ к информации россиян, американцев, нигерийцев и жителей Папуа Новой Гвинеи. В том числе, с помощью этих механизмов абсолютно любой российский сайт может получить доступ к данным граждан США, Канады, Австралии, Саудовской Аравии или всё той же Папуа Новой Гвинеи.

Секрет Полишинеля, о котором постоянно забывают отечественные борцуны с интернет-угрозой, состоит в том, что Фейсбук просто не знает ни про кого из 1,35 млрд своих активных пользователей, кто из них — россиянин, а кто — папуас. Предъявление паспорта или сообщение паспортных данных не входит в процедуру регистрации новых пользователей ни в какой соцсети. 

Поэтому Фейсбук (как и любой другой организатор интернет-присутствия) тупо лишён возможности обрабатывать персональные данные россиян по какой-нибудь отдельной от остального мира процедуре. И всё думское дрочево по поводу возможной сегрегации российских пользователей в зарубежных соцсетях — такая же нелепая чушь, как новость о будущей передаче третьим лицам номеров кредитных карт пользователей Фейсбука.

Пишет Anton Nossik (dolboeb) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий